Что такое 4k Ultra HD?
В статье поговорим о UHD, 4K, HDR, WCG, Ultra HD Blu-ray и о выпуске новых видеоформатов.
После краха пузыря 3D люди будут справедливо проявлять бдительность в отношении новых аудиовизуальных технологий. Сейчас мир телевидения и кино находится на новом этапе технологического развития. Он называется Ultra HD.
Однако Ultra HD, который люди — даже производители — часто путают с 4k, не «только» меняет 1080p на 2160p для телетрансляций и наших жилых комнат. После опьянения разрешением в несколько раз более высоким, вся индустрия начинает понимать, что от их качества зависит не только количество пикселей. Итак, наши гостиные покоряют технологии и их сокращения, такие как UHD, HDR, HLG, WCG, HDMI 2.0a, HDCP 2.2, 10/12 бит, HFR, Ultra HD Blu-ray, BT.2020, HEVC / h.265 или VP9. , форма которого определяется международными ассоциациями, такими как SMPTE, ATSC, DVB, BDA, ITU-R или MPEG. Список технологических новшеств можно продолжить от видео до объектно-ориентированного звука в форме Dolby Atmos и DTS:X.
Очевидно, что Ultra HD приносит с собой огромное количество изменений по всей производственной цепочке, и эти изменения логически затрагивают конечные устройства, то есть зрителей и их телевизоры, проекторы, плееры, приемники и звуковые системы. Разобраться во всех элементах, связанных с Ultra HD, сложно даже технически продвинутым пользователям. Кроме того, те, кто менее разбирается в аудио / видео технологиях, имеют тот недостаток, что средства массовой информации — зачастую технически ориентированные — иногда снабжают их неверно истолкованной или неполной информацией, в которой они путают основные термины.
В следующих строках — наберитесь терпения, их будет много — я постараюсь пролить свет на всю информацию о Ultra HD и соотнести ее с предыдущими стандартами, чтобы каждый мог понять, если это возможно. Я брожу как в прошлое, так и в будущее, чтобы понять, насколько имеет смысл переходить на Ultra HD, если вы уже роетесь в таких системах, как Super Hi-Vision. Моя скромная цель состоит в том, чтобы, если вы посмотрите на последние строчки, вы в целом поймете Ultra HD и видео лучше, чем продавцы и некоторые журналисты.
Для начала важно понять одну вещь: в то время как Full HD относится только к разрешению, термин Ultra HD в первую очередь относится к количеству пикселей, но также объединяет несколько элементов видео. Итак, начнем с разрешения, но на этом мы точно не остановимся.
SD vs. Full HD vs. Ultra HD (против 4k) и расстояние просмотра
Хотя Ultra HD также вносит изменения в цветовое пространство, диапазоны яркости и частоту кадров, о которых мы поговорим позже, с чисто маркетинговой точки зрения производителям телевизоров было проще продавать его с первых шагов только как изменение разрешения.
В конце концов, клиенты уже претерпели одно такое изменение при переходе с SD (то есть стандартной четкости) на HD (высокой четкости). Если мы перемещаемся только в европейский регион PAL * 2) , это означало скачок с 720×576 до 1920×1080 пикселей. Эти два миллиона пикселей * 3) вместе с новым типом сжатия привели к лучшей передаче информации об изображении и более высокой резкости даже на больших диагоналях.
Переход от SD к Full HD означал пятикратное увеличение пикселей. Ultra HD имеет разрешение 3840×2160 пикселей, что в четыре раза больше Full HD и, таким образом, в двадцать раз больше SD. Этот простой множитель хорошо продается, и производители бытовой электроники немного запутались в этих цифрах на заре UHD: так они носили обозначение «4к» * 4) . Но 4k немного отличается от UHD.
4K близок к UHD, но указывает другое разрешение, а именно 4096×2160. В основном это связано с профессиональным производством и проекционными системами, так как было и остается 2K. Производители бытовой электроники выбрали обозначение 4K исключительно потому, что производство первых телевизоров Ultra HD предшествовало появлению каких-либо стандартов в 2013 году и, следовательно, существованию самого обозначения Ultra HD. Именно поэтому мы долгое время не рекомендовали покупать на Blu-space телевизоры с этим лейблом — в первом отсутствовали «основы UHD», то есть тройная комбинация HDMI 2.0a, HDCP 2.2 и HDR. Ко всему этому мы доберемся постепенно, дело в том, что UHD TV не имеет отношения к 4k, несмотря на то, что производители постараются вас в этом убедить. Изюминкой является обозначение «4K Ultra HD», которые пытаются убедить непрофессионалов передать предыдущие маркетинговые уловки вместе с действующей нормой. Это вроде как 2к Full HD. Пятицилиндровый четырехцилиндровый, если использовать четкую аналогию.
В любом случае, давайте отсортируем отдельные разрешения видео, чтобы было понятно:
- SD: 720 х 576
- Full HD или 1080p: 1920 x 1080
- 2К: 2048 x 1080
- Ultra HD или 2160p: 3 840 x 2 160
- 4K: 4096 x 2160
Ultra HD, очевидно, приносит огромное количество дополнительных пикселей, и предполагается, что наблюдаемое изменение может быть столь же значительным, как при переходе с SD на Full HD. Разница есть. А вот увидишь ли ты его — другой вопрос. Плотность пикселей на дисплеях уже в Full HD настолько высока, что на определенном расстоянии просмотра перестают воспринимать отдельные точки и переходы между ними. Если мы посмотрим на изображение с источника Full HD на телевизоре Full HD, скажем, с расстояния двух метров, нам пришлось бы смотреть ту же сцену на дисплее Ultra HD с той же диагональю с расстояния менее одного метра, чтобы иметь возможность наблюдать отдельные пиксели и, следовательно, разницу в небольшом изображении сцены. . Но кто будет смотреть 50-дюймовый телевизор с метра, верно?
Существуют таблицы расстояний просмотра, и каждый, кто покупает новый телевизор или проектор, должен их учитывать. Комбинация физического разрешения и диагонали дисплея определяет, на каком расстоянии отдельные пиксели видны человеческому глазу. Если я знаю, что у меня будет телевизор, скажем, в четырех метрах от дивана, и я смогу разместить на стене максимум 50-дюймовых устройств, чисто теоретически мне могло бы хватить 720p (если бы они все еще производились). Конечно, каждый глаз по-разному чувствителен, по-разному воспринимает детали и резкость и по-разному видит на таком «большом» расстоянии. Точно так же каждый телевизор и соответствующая технология визуализируют пиксели по-разному. Однако при определенных условиях более высокое разрешение теряет свое значение, что является обычным аргументом в пользу «пикселей лучше, а не больше», к которому мы постепенно перейдем.
Я уже касался темы расстояния наблюдения на Blu-space * 6) и сейчас перепечатаю часть текста с некоторыми поправками. Чтобы понять значение Ultra HD с точки зрения разрешения, важно понимать следующие факты:
Рекомендуемое расстояние от дисплея зависит от производителя электроники по-разному, но различия минимальны. Как правило, соблюдается правило: изображение в формате Full HD должно занимать 30 ° поля зрения зрителя. Если у вас дисплей Ultra HD, он уже должен быть 55 °. Это означает, что от телевизора Full HD вы находитесь на расстоянии, в 1,6 раза превышающем ширину дисплея, а от телевизора Ultra HD — только на расстоянии 1,5 высоты экрана. Ради интереса, для SD-дисплея или SD-материала мы умножаем его в семь раз. Для решения этой проблемы существуют даже отраслевые стандарты, в частности SMPTE * 7). Палатка SMPTE 30 работает только с заполнением поля зрения зрителя 30 °. Это достигается путем измерения горизонтального размера дисплея и умножения числа на 1,6263. Например, давайте поработаем с моей 46-дюймовой плазменной панелью: 46-дюймовая диагональ при соотношении сторон 16: 9 означает изображение примерно 102 x 57 см. 102, умноженное на 1,6, составляет примерно 163. Итак, если я смотрю материал 1080p на плазме Full HD, оптимальное расстояние для просмотра составляет 163 см. SMPTE Большинство энтузиастов домашнего кинотеатра следуют законам, но есть также рекомендация THX, которая доводит расстояние до просмотра Full HD до предела, поскольку THX утверждает, что домашний кинотеатр должен занимать ровно 40 ° вашего поля зрения, а это означает, что мы умножаем ширину дисплея только в 1,2 раза. Итак, согласно THX, я должен сидеть от телевизора всего в 122 см, но это экстремально, аналогичное значение часто дается для телевизоров и материалов Ultra HD (хотя расстояние просмотра для Ultra HD еще не имеет стандарта). Независимо от того, выбираете ли вы SMPTE 30 или THX или руководствуетесь их рекомендациями, вам следует учитывать следующую таблицу:
Соответственно, очевидно, что разрешение человеческого глаза на определенных расстояниях не знает разницы между отдельными физическими разрешениями дисплеев. Поэтому, если вы не собираетесь подстраивать условия просмотра под размер экрана, рекомендуется сначала определить, имеет ли смысл покупать 50-дюймовый телевизор Ultra HD, если вы смотрите на него с такого расстояния, что вы не знаете разницы между Ultra HD и Full HD. это среднее расстояние просмотра от телевизора до двух и трех четвертей метра. Вероятно, оно будет таким же в Чешской Республике. Для такого расстояния просмотра рекомендуется 70-дюймовый дисплей FullHD. В ту пятницу мало кто покупает, поэтому, если вы не хотите менять расстояние просмотра, Ultra HD не имеет для вас смысла. По крайней мере, в плане разрешения. Впрочем, насчет Ultra HD пока не беспокойтесь, позже мы придем к выводу, что разрешение — лишь одно из преимуществ.
В любом случае, когда мы говорим о разрешении дисплея и видео, мы должны в первую очередь учитывать разрешение исходных материалов. Здесь начинается самое интересное.
Пустыня вокруг мастеров и разрешение исходного видео
Если я получаю телетрансляцию в Ultra HD или транслирую видео в этом разрешении, или даже получаю Ultra HD Blu-ray, я логично предполагаю, что материалы, распространяемые таким образом, поступают из источника с тем же разрешением, если не выше. Но это не всегда так. Итак, прежде чем мы закроем главу, посвященную разрешению видео и дисплеев, нам все же нужно сосредоточиться на разрешении самих источников. Ведь от материала и техники записи зависит, как она будет выглядеть и какого качества добьется полученный мастер. Под мастером мы подразумеваем производственную и архивную копию программы, воображаемый источник, из которого пересчитываются все будущие копии (например, для кинотеатров, телевидения, VoD * 8) , DVD, Blu-ray и т. Д.
Начнем с фильмов. Если оставить в стороне последние десять-пятнадцать лет, когда большинство кинематографистов постепенно перешло на цифровые камеры, у нас более чем вековая история и, следовательно, тысячи фильмов, снятых на аналог. В большинстве случаев * 9) это было на 35-миллиметровой пленке и ее вариациях.
Аналоговая запись имеет то преимущество, что она создается фотохимическим способом. Это не единица и ноль, поэтому у него нет цифрового разрешения. Во время съемки изображение «проецируется» через линзу на отдельные поля пленки (их 24 в секунду), таким образом происходит фотохимическая реакция светочувствительной эмульсии, сцена «отпечатывается» на материале и создается так называемый негатив. Я говорю просто, но дело в том, что он создает аналоговую запись, которая имеет несколько преимуществ: это отличное архивирование (поэтому аналоговые мастера в настоящее время создаются даже после цифрового восстановления), он «читается» в любое время и теряет минимум информации об изображении во время деградации ( в то время как цифровая запись теоретически может быть повреждена из-за потери всего нескольких байтов, или она может стать нечитаемой для некоторых программ, или ее можно заархивировать на носителе,
Здесь важно остановиться на ключевой информации. Наверняка вы встречали людей или даже задавали себе тот же вопрос, которые спрашивали, как возможно, что фильмы двадцатилетней, пятидесяти или, может быть, девяностолетней давности будут выпущены на Blu-ray, когда речь идет о цифровых технологиях и камерах HD. они на рынке всего несколько лет? Ответ на такой вопрос — именно 35-миллиметровый ремень. Создатели фильма действительно снимали в высоком разрешении сто лет назад. Если бы у них было относительно твердое стекло (которое у них было), запись в то время могла бы выглядеть лучше, чем та же сцена, снятая на камеру 1080p сто лет спустя. 35-миллиметровый негатив можно сканировать, затем создается цифровой мастер, и только он ограничивается разрешением. Теоретическое разрешение 35-миллиметрового поля находится где-то между 4k и 6k в зависимости от многих других факторов. Так что да, Чаплин может рассчитывать на свой Blu-ray Ultra HD.
Однако при создании цифровых мастеров эта числовая игра непроста. Киноиндустрия не создает цифровых копий где-то на границе теоретического разрешения пленки. Обычно он движется глубоко под ним. Поэтому, когда сегодня режиссер снимает пленку на 35 мм, поле сканируется с разрешением 4k, но затем масштаб материала уменьшается до 2k для так называемого промежуточного мастера. В этой копии размером 2k она вырезана, окрашена и выполнены цифровые эффекты в ее разрешении. Таким образом, получившийся мастер, как вы правильно догадались, по-прежнему имеет разрешение «всего лишь» 2k. Это связано с огромным количеством второстепенных факторов, наиболее важными из которых, конечно же, являются деньги, полный рабочий процесс производства, обновление которого будет означать чрезмерные инвестиции и изменения, или даже тот факт, что люди на самом деле этого не знают.
Поразитесь миру, то же самое касается современных блокбастеров, снятых на современные цифровые камеры с разрешением 4k, 5k и 6k. Пленка в большинстве случаев просто дорабатывается в 2k, избыточное разрешение иногда подходит для аккуратного кадрирования изображения. К тому же, конечно, 2k из уменьшенного 4k выглядит лучше, чем 2k непосредственно из 2k записи. Это ощущение деталей и резкости будет перенесено на более низкое разрешение, даже если некоторая информация об изображении будет потеряна.
Мы говорим все это для того, чтобы вы знали, что возраст фильма на самом деле не имеет значения. Фильм 60-летней давности может выглядеть лучше в Ultra HD, чем свежий голливудский блокбастер. А также чтобы вы знали о том, что некоторые сторонники технологий взбираются на стену: большинство фильмов, представленных в Ultra HD — по крайней мере, на ранних стадиях этого формата — созданы мастерами 2k. Так что это высококлассно.
Вам просто интересно, сможете ли вы отличить материал Full HD на Blu-ray, который на самом деле немного уменьшен до 2k, и материал Ultra HD на Ultra HD Blu-ray, который поступает с того же 2k, с этих двух метров от вашего дивана, но Напротив, это апскейлинг. Вполне возможно, что нет. И если так, то отличия будут абсолютно минимальными.
Ultra HD явно опередил свое время. Он поставляется со спецификациями, которых кино- и телеиндустрия еще не достигла. Например, Sony Pictures была готова к использованию UHD в течение нескольких лет (поэтому она могла позволить себе выпуск Blu-ray * 10 » Mastered in 4k» ), так что только их первые Blu-ray Ultra HD были созданы из настоящего 4k. Другие исследования должны постепенно догонять процесс мастеринга, в большинстве случаев это апскейлинг. Это не трагедия. Изменения к лучшему происходят, но не настолько, насколько могли бы. В этом отношении UHD вполне «надежен на будущее».
Это должно закрыть тему «разрешение». Прежде всего, вы должны иметь представление о разнице между Full HD, Ultra HD и 4k и о том, как кинопроизводство работает с этими разрешениями, и что первые видеоролики Ultra HD предоставляются нам благодаря незначительному мошенничеству как «простое» повышение масштаба до 2k. Но, как я уже несколько раз говорил, Ultra HD — это не только разрешение. Фактически, количество пикселей может оказаться второстепенным.
SDR против HDR, Rec.709 против Rec.2020, новые цветовые пространства и диапазоны яркости и истинный потенциал Ultra HD
Следующая тема будет временами немного сложной. Однако важно понимать преимущества Ultra HD.
Когда три года назад DVB и EBU начали подготовку различных этапов перехода к телевидению Ultra HD, члены согласились, что первый этап перехода может обойти элемент UHD, который все считали решающим до того момента: разрешение. Аргумент был прост по своей природе и актуален до сих пор. Тесты восприятия показали, что гораздо большее преимущество Ultra HD заключается в качестве пикселей, а не в количестве. Вся эта тема предназначена для того, чтобы объяснить, что можно себе представить под таким качественным пикселем.
Помните телевизоры с ЭЛТ? Молодому поколению в любом случае даже не приходилось с ними встречаться, так или иначе, до появления ЖК-дисплеев, рептилий и OLED были ЭЛТ, эти толстые, тяжелые выпуклые телевизоры с небольшими диагоналями, почти единственная доступная технология для воспроизведения телетрансляций и сигналов с VHS-плееров. Из-за физических ограничений технологии у ЭЛТ-телевизоров были определенные пределы яркости, поэтому, когда были созданы первые стандарты для ТВЧ, хотя они и должны были думать о будущем, они придерживались мантины возможностей ЭЛТ. Итак, в начале 1990-х был создан один из строительных блоков HDTV — стандарт Rec.709.. И хотя во время своего создания он позволял ограничивать устаревшие технологии на телевидении и радиовещании в определенных направлениях, он все еще ограничивал форму видео практически во всех отраслях аудиовизуального производства и воспроизведения. Это означает, что ваш старый светодиодный телевизор, хотя он и мог бы творить гораздо большие чудеса, ограничен этим старым стандартом при воспроизведении цветов и диапазона яркости.
Рек. 709 из мастерской ITU-R также известен под аббревиатурой BT.709 (в редакции от 2015 года, а именно ITU-R BT.709-6) и просто помещен в проигрыватель, и на дисплее написано: «Этот материал имеет такой маковский цвет и яркость. спектр». Благодаря тому, что аудиовизуальная продукция, вещательные компании и другие поставщики контента работают в этом стандарте и, конечно же, переводчики, при определенных обстоятельствах можно гарантировать, что контент будет доставлен вам точно так, как задумано создателями. В частности, в ITU-R BT.709-6 говорится: «В типичной производственной практике кодирование источника изображения адаптируется таким образом, чтобы конечное изображение имело желаемый вид при отображении на эталонном мониторе, имеющем функцию эталонного декодирования согласно ITU-R BT.1886, в справочнике. среда наблюдения, определенная в Рекомендации МСЭ-R BT.2035 «. По-чешски это означает
Чисто технически BT.709 говорит о многом (определяет номиналы черного и белого, форматы сигналов синхронизации, соотношение сторон, оптоэлектронные характеристики и преобразования, субдискретизацию цветности, частоту кадров, битовую глубину и многое другое * 11) , в дополнение к также отражено в ITU-R BT.601 * 12) ). Но мы ограничимся основой в виде цветовой гаммы. Rec.709 в воображаемой шкале цветового пространства, наблюдаемого человеческим глазом (диаграмма CIE 1931), выглядит так:
Как вы можете видеть, треугольник, представляющий Rec.709, захватывает только 35,9% полной шкалы, таким образом опуская огромное количество оттенков, с которыми он мог бы работать при воспроизведении видео. Кинопленка запечатлела их. Цифровые камеры также работают над рамкой Rec.709, а современные дисплеи могут достигать большей цветовой гаммы, как если бы Поэтому Ultra HD стирает старое цветовое пространство и перемещается в другое место. Встречайте Rec.2020.
Стандарт Rec.2020 (или ITU-R BT.2020) датируется 2012 годом и рассчитывает на разрешение до 8k и все возможные кадры до 120 кадров в секунду. Он устанавливает битовую глубину либо на 10 бит, либо на 12 бит, что мы получаем, а по шкале CIE 1931 она покрывает ровно 75,8%:
Как видите, Ultra HD будет благодаря Rec.2020, который также называют потребительским WCG.(Широкая цветовая гамма), способная обрабатывать гораздо больший цветовой диапазон. Но есть небольшая загвоздка: ни одно цифровое производство еще не способно передать все оттенки Rec.2020. Помимо экспериментальных образцов, нет цифровых камер, которые могли бы удерживать весь Rec.2020, и нет потребительских дисплеев, которые могли бы воспроизводить весь диапазон Rec.2020. Таким образом, Rec.2020 в настоящее время функционирует как контейнер в формате Ultra HD (особенно Ultra HD Blu-ray). Это означает, что это воображаемая коробка, которая вмещает «более слабые» стандарты с меньшим цветовым пространством. Все текущее производство и воспроизведение фильмов в кинотеатрах происходит в так называемом DCI-P3. P3ka — это цветовое пространство где-то между Rec.709 и Rec.2020, на CIE 1931, где оно занимает 45,5%, выглядит так:
В этом цветовом пространстве фильмы демонстрируются вам в цифровых кинотеатрах, поэтому они также окрашены в нем. В этом году высокого класса LED и OLED телевизоры способны достичь его от примерно 90 до 98 процентов. И фильмы на Ultra HD Blu-ray все еще находятся в P3, хотя они также служат контейнером Rec.2020. Другими словами, Rec.2020 технологически немного опережает свое время. Вот почему хорошо, что Ultra HD на это рассчитывает. Таким образом, формат становится «перспективным».
Увеличение цветовой гаммы — неоспоримое преимущество Ultra HD. Видео может внезапно взять из гораздо более широкой цветовой гаммы и, таким образом, воспроизводить гораздо более естественные цвета. Но сколько именно их может быть? Это уже определяется разрядностью. Как я упоминал выше, Ultra HD рассчитывает на 10-битное и, возможно, 12-битное видео, что является значительным скачком по сравнению с текущими 8-битными. О чем это?
Цвет или битовая глубина определяет количество оттенков каждого цвета. Если Rec.709 чаще всего работал с 8-битной глубиной цвета канала RGB, это означало, что из первой диаграммы, показанной выше, он мог взять из цветовой шкалы, содержащейся в этом треугольнике, и для каждого из трех основных цветов (RGB — красный, зеленый, синий) сохранены 256 оттенков. Итак, 256 оттенков красного, 256 оттенков зеленого, 256 оттенков синего. Это то, что есть в нынешнем телевещании, но также потоковая передача и глубина цвета Blu-ray. 256 оттенков на цвет кажутся не такими уж большими, но они множатся в процессе сочетания. А 256x256x256 — это 16 777 216. В этом треугольнике Rec.709 можно было хранить почти семнадцать миллионов цветовых оттенков в 8-битном кодировании. Это звучит лучше, но, как мы скажем ниже, это не полная диаграмма.
В случае Rec.2020 цвета перемещаются в пределах воображаемого диапазона треугольника на второй диаграмме, показанной выше. При глубине 10 бит видео может сохранять ровно 1024 оттенка для каждого из цветов RGB. Это огромное увеличение дает более миллиарда цветов * 13) ! Недостаточно? При 12-битной глубине это уже 4094 оттенка. Умножив их, вы получите почти шестьдесят девять миллиардов * 14) . По сравнению с менее чем семнадцатью миллионами, большая разница, правда?
Что значит столько цветов? Конечно, более точные цвета, но в основном тонкая яркость и цветовые переходы на более крупных однородных поверхностях. Например, если у вас чистое небо с постепенно меняющимся тоном на снимке, оттенок может резко измениться на 8-битной глубине. Это случается, когда я говорю о полосах в обзорах Blu-ray. Лучше всего показать это на конкретной картинке.
Обратите внимание на переходы яркости неба с правой стороны изображения. Разрядность определяет не только количество оттенков синего, но и логически то, насколько «плавным» будет переход.
Чтобы показать крайний пример, я сохранил только тот же снимок экрана в четырех битах. Это означает, что изображение имеет шестнадцать оттенков для одного цвета:
Произошла огромная потеря информации о цвете, и, как вы можете видеть, это лучше всего видно на больших площадях без текстур. Существуют такие методы, как дизеринг Флойда-Стейнберга, которые даже при более низкой битовой глубине каким-то образом измельчают прыжок. Однако с чисто практической точки зрения это будет правдой: изображение потеряло нюансы в переходах яркости и, конечно же, огромное количество цветов.
Кто-то может возразить, что небо красиво отображается даже на 8-битном изображении Blu-ray. Он был бы прав. Однако возможность представить его в еще большем количестве цветов может выявить информацию об изображении, которая теряется при создании для Blu-ray. Или он может указать, что при съемке этих флагов камера захватила гораздо большую цветовую гамму. Деревья могли скрыть другие тона, которые были ограничены восьмью долями. Насколько резкое изменение вниз, оно может быть и вверх. Изображение приобретет еще большую пластичность и будет выглядеть более реалистично. В конце концов, это так просто. Это качественные пиксели. И те же самые чудеса, что расширенная цветовая палитра и глубина цвета, могут творить с широким динамическим диапазоном. Это подводит нас к главному «аргументу» Ultra HD: HDR.
HDR — это аббревиатура от High Dynamic Range, и, по словам маркетологов, он обеспечивает «более четкое и темное изображение». Что это значит?
Мы объезжаем границы ЭЛТ-телевизоров. Они были ограничены не только по цвету, но и по воспроизведению яркости. И благодаря Rec.709 это ограничение было перенесено на современные технологии, такие как LCD. Это по своей сути позволяет достичь гораздо большей яркости — и это также происходит в различных динамических режимах. Однако, если он правильно откалиброван, он должен соответствовать стандарту Rec.709, в котором отображаемый материал был основным, и в нем говорится: минимальная яркость воспроизведения должна составлять 0,117 заклепок, максимальная яркость — 100 нитей. Это диапазон яркости, в котором вы должны смотреть трансляции, стриминг, DVD и Blu-ray на своих телевизорах (с выключенным светом, но мы не будем этим заниматься).
Современные телевизоры «светят» намного больше, доходя до шестисот потоков (и больше!). Однако любая регулировка яркости и контрастности, превышающая пределы Rec.709, искажает информацию об изображении исходного материала, поэтому нюансы в сигнале изображения ухудшаются, и вы внезапно смотрите на пленку в форме, которую создатели фильма не планировали.
Чтобы понять, что скрывается за ценностями потоков, вернемся к Эвересту.
Диапазон яркости откалиброванного дисплея Rec.709 должен быть таким, чтобы небо или лестница двигались где-то около девяноста заклепок, а тени у подножия горы — около двух. Это репродукция. Но как насчет реальной сцены?
Если бы вы стояли на одном месте с персонажами, вашим глазам пришлось бы иметь дело с совершенно другим диапазоном яркости. Например, на лестнице светится четырнадцать тысяч заклепок. Фигурки пиджака остались с четырьмя тысячами заклепок. Подножие горы, например, с тысячей заклепок. А тени, например, сотня заклепок. Я привожу очень ориентировочные цифры, но вы сами видите, что реальный и воспроизводимый диапазон совершенно разные. Зрительная система человека воспринимает диапазон яркости около двадцати тысяч заклепок.
Технология записи захватывает большую часть реального диапазона, но при пост-продакшене яркость сигнала «сужается» и дополнительно ограничивается методом распределения в SDR (стандартный динамический диапазон, то есть то, что мы обычно используем для просмотра ТВ). Это хорошо объясняет наглядное изображение от LG: